Актуальность исследования
В последние десятилетия в нашей стране растет число исследований в области
медицинской (клинической) психологии. Интерес к данной проблематике обусловлен
происходившими в российском обществе политическими и социально-экономическими
процессами, сопряженными со снижением численности населения, разрушением
социального института семьи, ухудшением показателей психического, физического и
репродуктивного здоровья детей, подростков и взрослых [2], [18]. Преодоление
данных негативных тенденций стало возможным посредством реализации целого
комплекса мер как на уровне государства, так и на уровне его социальных
институтов. На уровне медицинской (клинической) психологии своевременными и
социально значимыми следует считать разработки в области ее нового,
перспективного и быстро развивающегося раздела – клинической психологии семьи
[3], [4], [11], [12], [23].
Клиническая психология семьи сфокусирована на изучении роли семьи в
происхождении, развитии, лечении и предупреждении заболеваний, а также на
определении влияния различных болезней на семейное функционирование. Одним из
теоретических обоснований клинической психологии семьи выступает
биопсихосоциальный подход. Его использование способствует более полному
осмыслению закономерностей взаимовлияния биологических, психологических и
социальных факторов на здоровье, болезнь и поведение [13].
Важной задачей клинической психологии семьи выступает разработка методов
психологического воздействия, направленных на лечение пациента в семье и при
помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (методов семейной
психотерапии и психокоррекции) [23]. Их создание базируется на постановке
семейного психологического диагноза, которая традиционно включает две задачи.
Первая из них состоит в выявлении в жизнедеятельности семьи тех нарушений,
которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее
членов трудностей в повседневной жизни и/или нервно-психических расстройств
(мишеней психологического воздействия). Вторая – в определении тех
психологических особенностей семьи и ее членов (семейных и личностных
ресурсов), от которых зависит коррекция этих нарушений и которые следует
учитывать при выборе метода оказания психологической помощи и при ее
осуществлении [21], [22].
В связи с этим актуальность приобретает определение общих и специфических
характеристик семей, воспитывающих детей с различными заболеваниями [11], [19],
в том числе детей с различными вариантами нарушениями психического развития
[1], [5], [7], [17]. Это прямо соответствует Конвенции ООН о правах ребенка,
согласно которой cемья рассматривается как
естественная cреда жизнеобеспечения детей.
Признавая важность семьи как первичной социальной группы и естественной
обстановки для роста и благополучия детей, Конвенция в то же время указывает,
что это не столько право родителей над ребенком (подчинение родителям), сколько
их ответственность перед ребенком [20].
Несомненно, что семьи, воспитывающие детей с различными заболеваниями, имеют
определенные общие свойства. Можно одновременно предположить, что с учетом
специфики заболевания, которым страдает ребенок, характеристики семейного
функционирования могут иметь и ряд различий, что следует учитывать при создании
дифференцированных программ психологического сопровождения для данной категории
семей [6], [8], [9], [11]. При оказании помощи семьям детей с нарушениями
психического развития разработка подобных специализированных походов имеет
особое значение, поскольку в данном случае семья традиционно рассматривается и
выступает как важнейший ресурс лечебно-реабилитационного процесса, качество
которого можно существенно повысить за счет позитивных изменений семейного
функционирования.
Цель исследования − определить особенности функционирования семей,
воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического
развития.
Объект исследования – родители, воспитывающие детей от 3 до 10 лет с
искаженным развитием, психическим недоразвитием, задержкой психического
развития, поврежденным развитием.
Предмет исследования – семейная адаптация и сплоченность,
удовлетворенность семейным функционированием, внутрисемейные отношения,
семейное воспитание.
Эмпирическая база исследования
Всего обследовано 160 родителей (101 мать и 59 отцов). Исследовались только
полные семьи, имеющие детей от одного брака, проживающие в городе. Испытуемые
были разделены на четыре основные группы сравнения (120 родителей детей с
различными вариантами нарушения психического развития, по 30 человек в каждой
группе) и одну контрольную группу (40 родителей здоровых детей). Деление
родителей больных детей на группы основывалось на классификации психического
дизонтогенеза В.В. Лебединского [10]:
- родители детей с искаженным психическим развитием (аутистические
расстройства);
- родители детей с задержкой психического развития;
- родители детей с психическим недоразвитием (олигофрения в степени
выраженной дебильности);
- родители детей с поврежденным психическим развитием (на примере
эпилепсии).
В таблице 1 приведено распределение испытуемых в зависимости от диагноза
заболевания ребенка
Таблица 1.
Распределение испытуемых в зависимости от диагноза заболевания
ребенка
Диагноз
|
Шифр по МКБ-10
|
Количество
испытуемых
|
Проценты
|
1 группа сравнения
|
Синдром раннего детского аутизма
|
F84.0
|
13
|
43,3%
|
Атипичный аутизм
|
F84.1
|
9
|
30%
|
Шизотипическое расстройство
|
F21
|
8
|
26,7%
|
2 группа сравнения
|
Задержка психического развития
|
F83
|
30
|
100%
|
3 группа сравнения
|
Легкая умственная отсталость
|
F70
|
30
|
100%
|
4 группа сравнения
|
Эпилепсия абсансная
|
|
6
|
20%
|
Симптоматическая эпилепсия с генерализованными приступами
|
|
10
|
33,3%
|
Симптоматическая эпилепсия с полиморфными приступами
|
|
14
|
46,7%
|
Основными методами исследования были клинико-биографический,
экспериментально-психологический и статистический. Клинико-биографический
включал клиническую беседу, изучение медицинской документации и сбор анамнеза.
Экспериментально-психологический – Шкалу семейной адаптации и сплоченности
FACES-3 Д.Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави, адаптированная М. Пере [21],
проективную графическую методику «Семейная социограмма» [15], Шкалу оценки
родительской удовлетворенности семейным функционированием, разработанную Е.Д.
Красильниковой, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ В. Юстицкиса,
Э.Г. Эйдемиллера [22].
Статистический анализ данных осуществлялся с помощью лицензионного пакета
программ SPSS. Достоверность различий между выборками устанавливалась с помощью
Т-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, Н-критерия Крускала-Уоллиса.
Результаты исследования
Сравнительный анализ обнаружил, что в семьях детей с нарушениями
психического развития, в отличие от семей со здоровыми детьми, достоверно чаще
отмечаются разобщенный (экстремальный) (U=1740,0; при р=0,001) и реже –
разделенный уровень семейной сплоченности (U=1700,0; р=0,001). Разобщенный
уровень семейной сплоченности достоверно чаще наблюдается в семьях детей с
психическим недоразвитием, задержкой психического развития и с искаженным
психическим развитием и достоверно реже – в семьях детей с поврежденным
психическим развитием и здоровых детей (Н=30,062; при р=0,000). Напротив,
разделенный уровень семейной сплоченности достоверно чаще отмечается в семьях
детей с поврежденным психическим развитием и здоровых и достоверно реже – в
семьях детей с задержкой психического развития, искаженным психическим
развитием, психическим недоразвитием (Н=33,930, при р=0,000).
В семьях детей с нарушениями психического развития, по сравнению с семьями
здоровых детей, достоверно чаще выявляется хаотичный (U=1800,0; р=0,006) и реже
– гибкий уровень семейной адаптации (U=1880,0; р=0,007). Хаотичный уровень
семейной адаптации относительно чаще отмечается в семьях детей с поврежденным
психическим развитием и с задержкой психического развития и реже – в семьях
детей с искаженным психическим развитием, семьях здоровых детей и семьях детей
с психическим недоразвитием (Н=26,947; р=0,000).
Структурный уровень семейной адаптации достоверно чаще прослеживается в
семьях детей с искаженным психическим развитием, психическим недоразвитием и
здоровых детей и реже – в семьях детей с задержкой психического развития и с
поврежденным развитием (Н=11,146; р=0,025).
Выявляются также статистически значимые различия по показателю «гибкий
уровень семейной адаптации» (Н=9,753; р=0,045). Гибкий уровень достоверно чаще
отмечается в семьях здоровых детей и реже – в семьях детей с нарушениями
психического развития (Н=11,146; р=0.025).
Исследование внутрисемейных отношений с помощью проективной графической
методики «Семейная социограмма» выявило статистически значимые различия по
параметру «включение в семью других членов». Родители детей с задержкой
психического развития, в отличие от родителей детей с психическим недоразвитием
(U=300,0; р=0,008) и здоровых детей (U=430,0; р=0,016), достоверно чаще
включают в социограмму членов семьи, проживающих отдельно (бабушек, дедушек и
др.).
Родители детей с психическим недоразвитием и с искаженным психическим
развитием, в отличие от родителей здоровых детей, родителей детей с задержкой
психического развития и родителей детей с психическим недоразвитием достоверно
чаще в социограмме подчеркивают связи между членами семьи – соединяют круги
линиями, прибегают к наложению кругов, что указывает на эмоционально близкие,
симбиотические отношения (р=0,053).
Изучение удовлетворенности родителей семейным функционированием с помощью
авторской шкалы показало следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2
Средние значения общей удовлетворенности семейным функционированием у
родителей здоровых детей и родителей детей с нарушениями психического развития
(n1=40; n2=120)
Функции семьи
|
Родители здоровых детей (n1=40)
|
Родители, воспитывающие детей с нарушениями психического развития
(n2=120)
|
Достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни)
|
Воспитательная
|
3,90
|
3,69
|
U=2240,5; р=0,529
|
Хозяйственно-бытовая
|
3,29
|
2,77
|
U=1675,5; р=0,004
|
Эмоциональная
|
7,42
|
5,28
|
U=1038,0; р=0,000
|
Духовная
|
5,11
|
4,17
|
U=1485,5; р=0,000
|
Сексуально-эротическая
|
3,80
|
2,68
|
U=938,0; р=0,000
|
Общий уровень удовлетворенности семейным функционированием
|
23,54
|
18,57
|
U=1111,5; р=0,000
|
По данным таблицы 2, имеются статистически значимые различия в общей
удовлетворенности семейным функционированием между родителями детей с
нарушениями психического развития в целом и родителями здоровых детей (Т=-5,65,
при р=0,000). Родителей здоровых детей характеризует большая степень
удовлетворенности.
У родителей детей с психическим недоразвитием степень удовлетворенности
выполнением воспитательной функции достоверно ниже, чем у родителей детей с
искаженным психическим развитием (Т=4,995, при р=0,000), с задержкой
психического развития (Т=6,69, при р=0,000), с поврежденным психическим
развитием (Т=-6,26, при р=0,001) и здоровых детей (Т=-6,55, при р=0,000).
Уровень удовлетворенности выполнением хозяйственно-бытовой функции
достоверно ниже в группе родителей детей с психическим недоразвитием по
сравнению с родителями детей с искаженным психическим развитием (Т=4,01, при
р=0,000) с задержкой психического развития (Т=4,78, при р=0,000) и здоровых
детей (Т=-4,89, при р=0,000). Уровень удовлетворенности хозяйственно-бытовыми
условиями семьи достоверно ниже у родителей детей с поврежденным психическим
развитием в отличие от родителей детей с искаженным вариантом психического
развития (Т=5,46, при р=0,002), с задержкой психического развития (Т=6,53, при
р=0,000) и здоровых (Т=-6,56, при р=0,000).
Удовлетворенность выполнением эмоциональной функцией семьи достоверно выше у
родителей здоровых детей, чем у родителей детей с искаженным психическим
развитием (Т=-4,50; р=0,000), психическим недоразвитием (Т=-7,15; р=0,000) и
поврежденным психическим развитием (Т=-7,17; р=0,000). Также больше
удовлетворены эмоциональным взаимодействием в семье родители, которые
воспитывают детей с задержкой психического развития, чем родители детей с
поврежденным психическим развитием (Т=-3,55; р=0,001), с психическим
недоразвитием (Т=6,07; р=0,000) и с поврежденным психическим развитием (Т=6,14;
р=0,000).
Духовным общением в семье больше удовлетворены родителями здоровых детей,
чем родители детей с искаженным психическим развитием (Т=-2,00; р=0,049),
задержкой психического развития (Т=-2,01; р=0,043), психическим недоразвитием
(Т=-3,58; р=0,001), поврежденным развитием (Т=-4,45; р=0,000). Самая низкая
степень удовлетворенности духовным и культурным общением отмечается в семьях
детей с поврежденным психическим развитием. Она достоверно ниже, чем в группах
родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=2,19; р=0,003) и
задержкой психического развития (Т=2,58; р=0,012).
Обнаружено, что удовлетворенность сексуально-эротической стороной
супружеских отношений достоверно выше у родителей здоровых детей, чем у
родителей детей с искаженным психическим развитием (Т=-3,90; р=0,000),
психическим недоразвитием (Т=-10,72; р=0,00) и поврежденным психическим
развитием (Т=-9,20; р=0,000). Также определено, что у родителей детей с
задержкой психического развития удовлетворенность супружескими
сексуально-эротическими отношения достоверно выше, чем у родителей детей с
поврежденным психическим развитием (Т=-2,65; р=0,010), психическим
недоразвитием (Т=9,16; р=0,000) и поврежденным психическим развитием (Т=7,66;
р=0,000).
Исследование черт семейного воспитания показало, что среднее значение
гиперпротекции (шкала Г+) достоверно ниже в группе родителей здоровых детей по
сравнению с родителями, воспитывающими детей с искаженным (U=393,0; при
р=0,013), задержанным (U=320,0; при р=0,001) и поврежденным психическим
развитием (U=365,5; при р=о,005).
Среднее значение шкалы «потворствование» (У+) достоверно ниже в контрольной
группе родителей по сравнению с родителями детей с задержанным психическим
развитием (U=328,0; при р=0,044), психическим недоразвитием (U=401,0; при
р=0,017) и поврежденным психическим развитием (U=365,5; при р=0,003).
Среднее значение шкалы «игнорирование потребностей ребенка» (У-) достоверно
ниже в группе родителей здоровых детей по сравнению со всеми другими группами
родителей, воспитывающих детей с искаженным психическим развитием (U=356,0; при
р=0,002), задержанным психическим развитием (U=409,0; при р=0,016), психическим
недоразвитием (U=315,0; при р=0,000), поврежденным психическим развитием
(U=380,5; при р=0,006).
Чрезмерность требований к ребенку (Т+) больше характерна для родителей детей
с психическим недоразвитием, нежели для родителей детей с задержанным
психическим развитием (U=320,0; при р=0,054) и родителей здоровых детей
(U=446,0; при р=0,055).
Родители детей с искаженным психическим развитием достоверно чаще используют
недостаточное количество запретов в воспитании (З-), чем родители здоровых
детей (U=280,0; при р=0,009). Также выявляется достоверно большая
недостаточность запретов в воспитании у родителей детей с искаженным
психическим развитием в сравнении с родителями, воспитывающими детей с
психическим недоразвитием (U=373,0; при р=0,005).
Чрезмерность санкций (С+) больше присуща родителям детей с психическим
недоразвитием, чем родителям здоровых детей(U=437,5; р=0,048).
При статистическом анализе психологических причин, лежащих в основе
нарушения семейного воспитания, получены следующие результаты.
Воспитательная неуверенность в меньшей степени свойственная родителям детей
с психическим недоразвитием, нежели родителям детей с искаженным психическим
развитием (U=312,0; при р=0,038) и задержанным психическим развитием (U=266,0;
при р=0,005).
Фобия утраты ребенка достоверно чаще характерна для родителей детей с
нарушениями психического развития, чем для родителей здоровых детей (U=818,0;
при р=0,000). Также выявляются статистически значимые различия данного
параметра между группами родителей детей с задержкой психического развития и
детей с поврежденным развитием (U=284,5; при р=0,014) с достоверным
преобладанием данного параметра в группе родителей детей с поврежденным
развитием.
Проекция родителями на детей собственных нежелательных качеств (ПНК) больше
выражена у родителей детей с нарушениями психического развития, чем у родителей
здоровых детей (U=1809,5; при р=0,017). Достоверно чаще на детей проецируют
нежелательные качества родители детей с психическим недоразвитием(U=390,0; при
р=0,011) и родители детей с искаженным психическим развитием, чем родители
здоровых детей (U=423,0; при р=0,032).
По шкале «предпочтение мужских качеств» (ПМК) имеются статистически значимые
различия между родителями детей с нарушениями психического развития и здоровых
детей (U=1819,0; при р=0,011) - для первых более характерно предпочтение
мужских качеств у ребенка.
Выводы
- В семьях, воспитывающих детей с нарушениями психического
развития, уровень сплоченности и удовлетворенности семейным
функционированием ниже, а выраженность экстремального уровня семейной адаптации
и признаков нарушения семейного воспитания выше, чем в семьях здоровых
детей.
- Для семей детей с искаженным психическим развитием характерны
разобщенный уровень сплоченности, хаотичный уровень семейной адаптации, наличие
внутрисемейных объединений, гиперпротекция и потворствование в воспитании,
неудовлетворенность эмоциональным взаимодействием в семье.
- Семьи детей с задержкой психического развития характеризуются
разделенным уровнем сплоченности, гибким уровнем семейной адаптации,
воспитательной неуверенностью, неустойчивостью стиля семейного воспитания
родителей на фоне их большей удовлетворенностью семейным
функционированием.
- Семьи детей с психическим недоразвитием отличают разобщенный
уровень семейной сплоченности, ригидный уровень семейной адаптации, закрытость
семьи, наличие внутрисемейных объединений, высокая гиперпротекция в воспитании
на фоне низкой удовлетворенности родителей реализацией воспитательной функции и
эмоциональным взаимодействием в семье
- Семьи детей с поврежденным психическим развитием
характеризуются разделенным уровнем семейной сплоченности, хаотичным уровнем
семейной адаптации, низкой удовлетворенностью хозяйственно-бытовыми условиями в
семье и эмоциональным взаимодействием между ее членами, высоким уровнем
потворствующей гиперпротекции в воспитании.