К немногочисленным методам терапии аутизма, имеющим строгий статус доказательно-обоснованной медицины, относится метод коммуникации посредством обмена карточками (Pictures Exchange Communication System – PECS). В число систематических обзоров одного из выпусков Сборника по доказательной медицине внесено исследование «Эффективность метода PECS как функционально-коммуникативного вмешательства для лиц с расстройствами аутистического спектра: обзор практико-базируемых исследований»
(Effectiveness of the Picture Exchange Communication System as a Functional Communication Intervention for Individuals with Autism Spectrum Disorders: A Practice-Based Research Synthesis, Tien, K.-C. (2008), Education and Training in Developmental Disabilities, 43(1), 61-76.), опубликованное в журнале «Образование и обучение при нарушениях развития». Исследование проведено с соблюдением всех необходимых инструментов дизайна доказательного обзора – с описанием критериев выборки, оценки качества исследований.
Однако до сих в России метод PECS по-прежнему окружен целым рядом «логопедических» мифов, создающих барьеры для введения данного способа альтернативной коммуникации невербальным и маловербальным детям с РАС. Данные мифы противоречат огромному массиву научных данных, лежащих в основе доказанной эффективности данного метода.
«Центр проблем аутизма», выступающий официальным организатором сертификационных курсов профессионального обучения PECS от Pyramid Educational Consultants, Inc на территории России, обратился к одному из основателей компании и автору метода Энди Бонди с просьбой подготовить специальный доклад для конференции «Аутизм. Вызовы и решения», который бы представил обзор научных данных и исследований, проведенных в пользу доказательства эффективности и необходимости для лиц с РАС системы PECS.
Энди Бонди подготовил данный доклад в соавторстве с клиническими директором британского офиса PECS Джулией Бьер Хоффман (Julie Biere Hoffman), которая и представит его в рамках нашей конференции. Джулия Бьер получила магистерскую степень в области коммуникативных нарушений в университете Фонтбонн (США).
В 1987 году Джулия начала свою работу в Центре аутизма Judevine, представляющем широкий спектр услуг и помощи детям с аутизмом и их семьям в области АВА-терапии, где она выступала программным директором. В 1994 году Джулия стала директором центра Giant Steps в Сент-Луисе, в задачи которого входили работы по планированию клинических и пилотных программ по включению нескольких учеников с аутизмом разного школьного возраста в 14 отдельных школ в районе Сент-Луиса, а также обучению персонала для инклюзивной школьной работы и ее супервизированию.
С 2001 года Джулия стала работать в английской Национальной системе здравоохранения (в его отделении в Энфилде) с целью внедрения в государственную систему помощи доказанных подходов к коррекции аутизма – АВА-терапии и PECS. В рамках этой работы Джулия руководила несколькими командами логопедов и специалистов по нарушениям речи, готовила студентов в государственных медицинских школах, внедряла системы объективной оценки успешности применения методов альтернативной коммуникации, руководила студенческой практикой.
С октября 2009 года Джулия является клиническим директором британского офиса Pyramid Educational Consultants, Inc, где она руководит всеми программами подготовки консультантов PECS, проводит ежегодную аттестацию специалистов, инициирует, координирует, контролирует все клинические и образовательные события в области PECS на территории Великобритании. Джулия является членом Американской ассоциации речи и слуха (ASHA), и членом британского Совета работников здравоохранения.
На конференции Джулия Бьер Хоффман представит свой доклад «Метод альтернативной коммуникации PECS: о чем говорят исследования?»
Напоминаем, что зарегистрироваться на конференцию можно здесь https://cpa.timepad.ru/event/195540/
|