Лорен Московиц Ph.D. доцент кафедры психологии в St. John's University, получившая докторскую степень по клинической психологии в университете Стону Брук, в качестве одной из главных тем своей исследовательской работы имеет именно проблему тревожности у аутичных детей и взрослых. Лорен закончила интернатуру в Центре изучения детства Нью-Йорка и госпитале Бельвью и получила стипендию докторанта в центре изучения детства Нью-Йорка. Ее исследования фокусируются на поведенческом вмешательстве и работе с детьми с аутизмом и другими нарушениями развития (DD) в естественной среде, помощи родителям детей с РАС и DD и когнитивно-поведенческой терапии с детьми и взрослыми.

Результаты последних исследований позволяют предположить, что повышенная тревожность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. Тем не менее, несмотря на исследования и давние наблюдения, подтверждающие проблему тревожности у детей с РАС, специалисты в области анализа поведения и исследователи, изучающие вопросы эффективности различных видов вмешательства часто пренебрегают значением проблемы тревожности, особенно ее ролью в процессе формирования нежелательного поведения. Во многом это связано с тем что распознать тревожное расстройство у ребенка с РАС, особенно в случае сочетания с нарушениями интеллекта, достаточно сложно по причине нарушений коммуникации, типичных при аутизме, также непросто отличить симптомы тревожного расстройства от симптомов самого аутизма. Люди с подобным диагнозом часто своеобразно проявляют тревогу, что также затрудняет диагностику тревожных расстройств в популяции.

Ряд исследователей в 90-е годы сделали предположение, что специалисты в области анализа поведения часто избегают использования понятия тревожность при описании или объяснении поведения, когда говорят о людях с РАС или нарушениями развития, поскольку, в отличие от поведения, иррациональные страхи, представления, фантазии и физиологические проявления тревоги часто невозможно наблюдать или точно измерить. Это усложняет задачу помощи детям с РАС, страдающим повышенной тревожностью, особенно в ситуации, когда ребенок не может сообщить или обозначить свое эмоциональное состояние, или будет делать это в странной и непонятной окружающим форме.

В одном из ранних исследований Московиц и ее группа на практике определили компоненты тревожных состояний у трех детей с аутизмом, путем измерения поведенческих признаков тревоги, изучили аффективный/контекстный компонент тревожного расстройства при помощи рейтинговых наблюдений и опросов родителей, и смогли пронаблюдать физиологические проявления тревожности при помощи измерения частоты пульса и дыхания. Определение этих признаков тревожного расстройства стало первым шагом для определения видов вмешательства используемых в этом исследовании.

В своем исследовании 2016 года Московиц с коллегами показали, что спусковым крючком для возникновения проблемного поведения у людей с РАС может быть в том числе ряд биологических факторов, таких как боль, болезнь или усталость. Если один или несколько из них присутствует, проблемное поведение возникнет с большей вероятностью. Учитывая эти находки, кажется возможным что тревожность можно рассматривать как событие или действие, «задающее тон» дальнейшим реакциям, следовательно люди с РАС чаще показывают проблемное поведение в состоянии тревоги (то есть ребенок переживает тревогу, и поэтому, когда его просят сделать уроки, начинает себя бить). Кроме того, вероятно тревожность также может рассматриваться как дискриминативный стимул для проблемного поведения (то есть ребенок чувствует тревогу и кусает себя, чтобы тревогу снизить). По другому сценарию люди с РАС могут включаться в проблемное поведение, чтобы снизить тревожность за счет избегания провоцирующих тревогу ситуаций и/или в поисках возможности успокоиться или получить доступ к успокаивающим стимулам. Эту гипотезу подтверждает предыдущее исследование, в котором исследователи наблюдали за функциональным вмешательством, направленным на проблемное поведение в ситуации, когда у ребенка были высокие и низкие показатели тревожности, и обнаружили что у детей с РАС проблемное поведение чаще возникало в ситуации повышенной тревожности.

Целью нынешнего исследования, которое Лорен Московиц представит на конференции «Аутизм. Вызовы и решения», является проведение работы с тревожностью и связанным с ней нежелательным поведением на тех же детях. Кроме того, в рамках данного исследования проверяется, как влияет на снижение тревожности и связанного с ним проблемного поведения у детей с РАС мультикомпонентное поведенческое вмешательство, включающее в себя принципы и стратегии по работе с тревожностью у нейротипичных детей, приемы из области прикладного поведенческого анализа и методы позитивной поведенческой поддержки (Positive Behavior Support (PBS)).

В исследовании, которое представит Лорен Московиц на IV Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения», авторы комбинируют приемы ABA-терапии, когнитивно-поведенческой терапии и PBS-терапии в работе с тревожными состояниями у нескольких детей детей с низкофункциональным аутизмом.

Доклад доктора Московиц называется «Вмешательства, направленные на работу с тревожностью и проблемным поведением у детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью».

Обращаем внимание участников конференции на это важное и очень значимое по содержанию выступление, которое позволит многим специалистам усовершенствовать свою работу с детьми с РАС.

Зарегистрироваться на конференцию «Аутизм. Вызовы и решения» можно по ссылке